Форум » Статьи о вышивке и рукоделии » История вышивки в России » Ответить

История вышивки в России

Natalya: РЕСТАВРАЦИЯ СХЕМ ВЫШИВОК КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ Источник здесь В начале 2012 года коллекция ЧГКМ пополнилась интересными экспонатами — девятью схемами вышивок конца XIX — начала XX века. Это частное поступление от постоянной сдатчицы — жительницы Челябинска учителя химии и биологии Татьяны Николаевны Кузнецовой. Ранее предметы находились в ее семье. Данные схемы вышивок представляют историко-культурный интерес, так как отражают моду, вкусы, темы городского рукоделия рубежа XIX–XX веков. Музей уже имел в своей коллекции образцы схем вышивок более позднего времени, теперь она расширилась за счет предметов дореволюционного периода. Опишем кратко историю возникновения вышивания на Руси и основные особенности этого искусства. На Руси вышиванием занимались издавна. Это камерное, домашнее по своей природе занятие было близко человеку, позволяло украшать его одежду и предметы домашнего обихода. Не слишком широкий круг предметов определялся патриархальным укладом народного быта, поэтому мало подвергался изменениям и веяниям моды. Вышитые полотенца, скатерти, занавески, рубахи, платки, головные уборы играли практическую роль, служили многим поколениям. Но вышивка имела также большое символическое значение. Все значимые явления в жизни человека, касающиеся хозяйства, семейно-бытового уклада, религиозных представлений, сопровождались праздниками и народными гуляньями. В этом сложном ритуале празднеств важное место отводилось вышитым полотенцам, подзорам, народным костюмам. Таким образом, вышивка проникала в разные стороны духовной и материальной жизни народа, являясь выразителем его художественных, культурных, мировоззренческих ценностей. Вышитые предметы в народном быту быстро старели, изнашивались и исчезали. Специально же собирать и изучать вышивку стали только в середине XIX века. Первые коллекции русской народной вышивки были собраны В. Стасовым, Н. Шабельской, художниками И. Билибиным и К. Далматовым. И если в 1920–40-е годы внимание исследователей привлекали наиболее древние пласты орнамента, связанные со славянской языческой мифологией, то с середины XX века изучались местные традиции вышивания, его техническое и художественное своеобразие. Но и в наши дни русская народная вышивка остается малоизученной областью национальной культуры. Не называя и не разбирая местные черты различных «школ» вышивального искусства, их хронологические рамки, назовем лишь самые общие художественные особенности русского народного шитья, его основные темы и мотивы. Большую роль в русской вышивке играет геометрический орнамент, пришедший из глубокой древности,— условные знаки-символы, с помощью которых человек выражал свои понятия о мире и своем месте в этом мире. Прямая линия — земля, волнистая — вода, ромб, круг, квадрат символизировали небесный огонь — солнце. Из комбинаций простейших элементов составлялись более сложные знаки-символы. Нередко они играли роль оберега. Например, вышивки на одежде располагались на местах соН. С. Маткина. Реставрация схем вышивок... прикосновения тела человека с внешним миром (по вороту, рукавам, подолу), тем самым «защищая» своего владельца от злых духов и болезней. Иногда на старинных рубахах узор покрывал весь рукав. Так, окружая руку символами, человек хотел увеличить ее силу и ловкость, обеспечить успех в различных действиях. В геометрическом орнаменте русского шитья преобладают прямоугольные формы, реже встречаются круги, овалы, сложноузорные формы. Главным образом это ромбы, квадраты, клетки, перекрестья, углы, полосы, крючковатые кресты. Как и во всей русской вышивке, в геометрическом орнаменте царит красный цвет со многими оттенками от темнобрусничного до оранжеватого. Рядом с красным чаще других используются три дополнительных тона — синий, зеленый, желтый. Наряду с геометрическим орнаментом в русской вышивке распространены образы древней славянской мифологии — мотивы, пришедшие в народное творчество из языческой Руси. Изображения пышного дерева, птиц, человеческой фигуры с поднятыми руками, держащей поводья коней со всадниками, были олицетворениями сил природы. Природу наделяли божественной властью и изображали условными знаками. Так, Солнце иногда принимало облик коня. В виде женской фигуры изображалась главная богиня — Мать — Сыра Земля — покровительница земледелия, плодородия. Птицы в ее руках или всадники на конях радом с ней отождествляли подвластные ей стихии. Образы славянской мифологии украшали предметы обихода, имевшие ритуальное значение во время народных праздников и традиционных обрядов вплоть до XX века. Композиции узоров славянской мифологии обычно трехчастные. Трехчастная сцена состоит из главной средней фигуры и двух стоящих по сторонам и обращенных к ней. Геометризованный рисунок передавал только самые общие черты человеческой фигуры, облика птицы или животного. Постепенно трехчастные сцены трансформировались в отдельные самостоятельные орнаменты. Вышивальщицы произвольно выбирали из связанных композиций отдельные фигуры, изменяя в размерах, соединяя в новые орнаментальные группы. Со временем трансформировалась не только композиция, но и сами изображения. В них стали совмещаться черты различных фигур, например, коня и птицы. Фигуры стали терять свою сюжетно-изобразительную, смысловую основу, превращаться в чисто геометрический и даже растительный узор. С приходом на Русь христианства многие мотивы, пришедшие из язычества, соединились с элементами христианской иконографии. Так, например, в одном подзоре кресты соседствовали с двуглавыми орлами и языческими храмами и жертвенниками. В русской народной вышивке также большое место занимают сюжетные орнаменты — изображения живых существ в привычном для них окружении. Источником этих изображений была не мифология, а те впечатления, которые народ получал из окружающей жизни и природы. Этих впечатлений, учитывая однообразный уклад патриархальной жизни, было не так уж много. Отсюда определенная ограниченность тем и сюжетов, свойственная всему народному искусству. Это человеческие фигуры, всадники, птицы и звери, которых крестьянское мировоззрение неразрывно связывало со своим укладом жизни и хозяйства. В качестве человеческих фигур чаще изображались крестьяне и крестьянки, а сюжеты отражали разные стороны их жизни, господская и городская жизнь представала в образах, увиденных глазами крестьянина. Расцвет сюжетных композиций в вышивке приходится на XIX век, время распространения реализма в искусстве, развития бытового жанра в живописи. Именно в этот период на подзорах и полотенцах развертываются своего рода целые орнаментальные рассказы, где много житейской наблюдательности, занимательных подробностей, даже характеристик персонажей. Бытовые детали вносили «земную» ноту в торжественный строй ритуальной сцены, где от мифологии оставалась лишь оболочка темы и традиционное трехчастие. По сравнению с геометрическим и мифологическим орнаментами сюжетные орнаменты исполнялись свободнее. Птицы и кони по-прежнему изображались в профиль, а человеческие фигуры — анфас, но линии стали более гибкими, плавными, вместо угловатой геометризованности в очертаниях появилась округлость реальных форм. Даже абстрактно-ромбовидные головы стали заменять человеческими лицами с двумя точками глаз и черточкой носа. Появляются даже попытки передачи пространства в сюжетных композициях. В отличие от древних мотивов, где фигуры обычно стоились по прямой линии, в жанровых композициях есть случаи, когда фигуры располагаются одни под другими. Те, что внизу, означали передний план, верхние — то, что вдали. Дальние изображения — меньшего размера, в чем можно видеть своеобразное понимание перспективы. Природа также была темой народного творчества в вышивке, ведь народ жил среди природы, был его неотъемлемой частью. При этом растительный орнамент в чистом виде не имеет в русском шитье большого удельного веса. Мотивы растений чаще сопровождают сюжетные композиции, создавая им фон и уточняя место действия. Вообще границы всех видов орнамента были подвижны. Есть немало примеров «гибридов» — трансформаций и переходов (растительного — в геометрический, сюжетного — в растительный). Но в сравнении с сюжетными и геометрическими орнаментами в растительном менее всего сходных по рисунку вариантов. При этом, зная в живой природе каждую травинку или цветок, народ никогда не воспроизводил их реальные формы. В растительных орнаментах почти никогда не использовались изображения конкретных видов растений. Сюжетами растительного орнамента были цветы в виде округлых многолепестковых розеток, пышные букеты, вьющиеся стебли, деревья с могучими кронами, даже пейзажи: дерево, куст, цветок, то есть вообще собирательный образ. Исключением можно считать лишь гроздья винограда, цветы мака, гвоздики, тюльпана и розы. Эти мотивы попали в народную вышивку разными путями и чаще присутствуют в более поздних работах, рассчитанных на городские и мещанские вкусы, склонные принимать «натуральное» сходство за истинную красоту. Из всех видов растений в крестьянском шитье также можно различить колючие лапы елей и пышные кудри берез — деревьев, издавна особо почитавшихся в народе. Растительный орнамент был разнообразен по цвету, при этом интересно то, что в нем совсем отсутствуют зеленые тона. Основной же его цвет — красный различной тональности. Разнообразными были виды швов, с помощью которых создавалась вышивка. Не вдаваясь в тонкости вышивального дела, отметим, что различные швы, применяемые русскими мастерицами, могут быть разделены на две большие группы. К первой группе относятся так называемые счетные швы, то есть выполняемые по счету нитей ткани, ко второй — свободные швы, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру. Наиболее древними являются счетные вышивки. Выполнялись они на холсте с очень четким, ровным переплетением нитей. Наибольшее распространение получили «роспись», набор, счетная гладь. Вышивки по свободному контуру (тамбурный шов, верхошвы, гладь, стебельчатый шов и др.) возникли значительно позже. Могли быть вышивки, в которых соединялись два вида швов — по свободному контуру и счетные2. Таким образом, орнаментика и художественные приемы русской народной вышивки складывались на протяжении многих веков, патриархальный уклад крестьянского быта породил особую преемственность традиций. В ней отразились пласты разных эпох. В XIX веке происходит кардинальное изменение художественно-образного решения народной вышивки. В это время вышивка стала одним из распространенных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок. Развитие текстильной промышленности, новые ткани и нитки, открытие предприятий по производству вышивальных принадлежностей способствовали тому, что вышивка стала массовым явлением и была популярна во всех слоях населения. Ее изучали даже в школах. Бурное развитие вышивального промысла началось в 1860-е годы, после отмены крепостного права. Так, например, купец Елисеев основал тогда в селе Верхний Ландех предприятие по производству и сбыту строчевышитых изделий, на котором работали мастерицы из Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Их высококачественные изделия продавались в магазинах Москвы, Петербурга, а также в Сибири и на Дону и были ориентированы на широкие слои населения3. Возникает деление вышивки на народную и городскую, причем последняя оказывает сильное влияние на народную, часто разрушая сложившиеся веками традиции, устоявшиеся каноны. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада, а также копировала и перерабатывала под вкусы городского жителя темы и мотивы народной вышивки, оставляя без внимания ее внутреннее содержание, интересуясь только внешней формой. НародН. С. Маткина. Реставрация схем вышивок... ная вышивка, основанная на обрядах русского крестьянства и старых обычаях, размывает свою самобытность и глубокое, складывавшееся веками содержание, в ней так же, как и в городской вышивке, проявляется все больше декоративной игры, чем смысловой значимости. Под влиянием городской моды в народную крестьянскую вышивку стали интенсивно проникать новые веяния, мотивы и техники. В зависимости от спроса городских покупателей стал меняться характер орнамента вышивок. Так, например, большое распространение получили натуралистично трактованные растительные орнаменты. Причем их применяли не только для изделий, идущих на продажу в город, но и для тех, что использовались в быту самими вышивальщицами. Установленные на протяжении столетий в каждой местности свои традиции, свои представления о красоте стали быстро вытесняться новой техникой, новыми орнаментами. Известный собиратель изделий народного творчества И. М. Гончар отмечал, что это явление «нивелировало все самобытные местные особенности вышивок». Появились первые журналы с удобными цветными схемами, которые часто копировали рисунки итальянских, голландских, немецких узоров, первые книги по технике вышивания. Малоформатные книжечки и альбомы, отдельные листы с рисунками в псевдонародном стиле издавались в Москве, Киеве, Петербурге, Одессе, Могилеве и распространялись по городам и селам Центральной России, Украины, Белоруссии, Бессарабии. Главным поставщиком альбомов был известный Никольский рынок в Москве. Среди популярных изданий того времени можно назвать «Сборник южно-русских узоров» Е. К. Доливо, «Альбом образцов вышивок», собранный и изданный К. Далматовым и рекомендуемый для использования во всех женских учебных заведениях императрицы Марии Федоровны. В это время огромную популярность приобрела вышивка крестом. Стремительному распространению моды на вышивание крестиком способствовали листки с напечатанными узорами для вышивания, которые бесплатно в виде премии раздавали покупателям дешевого глицеринового мыла или одеколона. Мыло и другую парфюмерную продукцию изготавливала московская фабрика «Брокар и Ко», основателем и собственником которой был с 1864 года купец Генрих Афанасьевич Брокар, по происхождению француз. От отца он перенял секреты технологии, хорошо знал парижскую парфюмерную моду. Не только горожане, но и крестьянское население Российской империи были покупателями брокаровской продукции, а вышивку стали называть «мыльной» или «брокаровской». Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, в первую очередь роз и васильков, геометрических мотивов из ромбов и других разнообразных фигур воспринимались как «истинно народные», поскольку копировались художниками с подлинных образцов крестьянского творчества. Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также отдельные детали традиционной крестьянской одежды (рукава, подолы передников, нагрудные части рубах) и городская одежда, выполненная в «русском стиле». Основными были растительные мотивы, а также «птичьи», «звериные». Особенно популярной схемой была французская роза на миллиметровой бумаге, с которой легко можно было перенести рисунок вышивкой крестиком на домотканое полотно. Вышивали розу обычно красными и черными нитками, иногда разноцветными. Эта натуралистичная роза в букетах или в линейных раппортах стала одной из самых популярных элементов вышивки и постепенно вытеснила другие элементы растительной орнаментики. Линейная или криволинейная строчка (бордюр) из роз и листьев преподносилась в схемах для вышивки как «узор в стиле помпадур». Подобные рекламные листки со схемами вышивок выпускались также конкурирующей фирмой «Товарищество А. Ралле и Ко». Эта компания была основана в Москве французским подданным купцом Альфонсом Антоновичем Ралле в 1843 году и продавала духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий». Листовки товарищества с образцами орнаментов были также востребованы населением, но такого массового распространения, как у Брокара, не получили4. Тем не менее, у рекламных листовок обеих фирм было много общего. Рукодельниц привлекали новизна орнаментальных мотивов, их цветовая насыщенность, декоративность. Техника вышивки крестиком давала широкие возможности для цветовой разработки и более реалистичного трактования растительных мотивов. Быстрое заполнение вышивкой площади изделия и наличие готового рисунка значительно облегчали работу. Кроме очень популярных «мыльных» схем и альбомов образцов вышивок издавались печатные рисунки с яркими орнаментами и картинками для вышивания как приложения к журналам «Нива», «Вестник моды», «Родина», «Новый русский базар» и другим печатным изданиям. Образцы вышивок из коллекции ЧГКМ относятся именно к такой группе схем, популярных и распространенных в конце XIX — начале XX века. Их можно условно разделить, исходя из принадлежности к определенному изданию, на четыре группы. К первой группе относятся пять схем для вышивки крестом, которые представляют собой отдельные бумажные листы прямоугольной формы размером 3122 см (три листа с двусторонним, два с односторонним изображением), выполненные цветной типографской печатью. Листы являются приложением к журналу «Родина» за декабрь 1890 года и май, июнь, октябрь, декабрь 1891 года. Издание А. Каспари, литография Штадлер и Паттинот. Журнал «Родина» был основан в 1879 году В. А. Захаровым, издавался в СанктПетербурге до 1917 года и являлся (после «Нивы») самым распространенным из русских иллюстрированных журналов в Российской империи. В «Родине» печатались литературные произведения, репродукции картин, рисунков, реклама. Сначала журнал был ежемесячным, с 1883 года стал выходить еженедельно. После перехода журнала к издателю и книготорговцу А. А. Каспари (1886) он стал давать ежемесячные приложения и разные премии, где печатались познавательные и развлекательные игры, шарады, занимательные рассказы и стихи, а также образцы рукоделия5. Основной темой схем вышивок из приложений к журналу «Родина», которые хранятся в фондах ЧГКМ, являются образцы растительного и геометрического орнаментов, монограммы для вышивания крестом на отдельных элементах одежды, полотенцах, занавесках и других текстильных предметах домашнего обихода. Это орнаментальные полосы в красно-черной гамме, а также узоры с использованием синего, зеленого, желтого, коричневого цветов. Например, на одной из схем на расчерченном квадратами зеленом фоне напечатана выкройка горловины платья или блузы, украшенная орнаментом из распустившихся цветов красных и белых роз, бутонов с зелеными, желтыми, коричневыми листьями нескольких оттенков, мелких красных цветов. На другой схеме — изображение букета из цветов шиповника (с распустившимся цветком и бутонами), незабудок, красного мака, василька и листьев, выполненных в красной, желтой, голубой, зеленой, коричневой разных оттенков цветовой гамме. Букет обрамляет квадратная рамка с геометрическим орнаментом, цвета которой перекликаются с цветовой палитрой букета. Ко второй группе относится цветная литография большого формата (27,771,5 см) — схема вышивки гладью узора дорожки для стола. Лист является приложением № 5 к журналу «Вестник моды» за 1908 год. Изготовитель — литография Брандтъ (Санкт-Петербург). Еженедельный иллюстрированный журнал моды, хозяйства и литературы «Вестник моды» издавался в Санкт-Петербурге с 1885 по 1918 год, его неизменным издателем был журналист и литератор Н. П. Аловерт. В журнале печатались описания модных моделей и рукоделий, модная хроника, практические советы по кройке и шитью, домашнему хозяйству и светской жизни, кулинарные рецепты. Несколько страниц занимали так называемые дамские романы. Много лет основу журнала составлял перевод парижских журналов «La moniteur de la mode» и «La mode illustre», причем редакция непременно обращала внимание читательниц, что «французские журналы в Париже и “Вестник моды” в Петербурге выходят одновременно». Журнал пользовался огромной популярностью у российских женщин, издавался в пяти ценовых вариантах — в зависимости от количества и качества прилагавшихся к нему выкроек и схем для рукоделий.

Ответов - 0



полная версия страницы